Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Сроки реализации: 2021-2025 (2026) годы
Форма обучения: очно-заочная.
Нормативный срок обучения: 4 года (5 лет).
Срок действия государственной аккредитации: 27.04.2023.
Язык обучения: русский.
Учебные предметы, курсы:
- Обязательная часть учебного плана: речь и альтернативная коммуникация, математические представления, окружающий природный мир, человек, домоводство, окружающий социальный мир, музыка и движение, изобразительная деятельность, адаптивная физкультура, коррекционно-развивающие занятия.
Практика: не предусмотрена.
Использование дистанционного обучения и электронных образовательных технологий: в соответствии с Положением «Об организации дистанционного образовательного процесса в МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина» (№ 25, версия 1.2, приказ № 156 от 24.12.2021, документ подписан электронной подписью) скачать. С другими нормативными, методическими документами и локальными актами по вопросам дистанционного обучения можно ознакомиться на специальной странице.
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и изическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающегося с умеренной умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Сроки реализации: 2021-2025 (2026) годы (Приказ № 113 от 27.08.2021) скачать |
Документ подписан электронной подписью Серийный № Директор Заберов Д.В. Дата: 2021.08.27 19:00 |
|
С индивидуальным учебным планом на 2021-2022 учебный год можно ознакомиться в СИПР (см. ниже) (Приказ № 113 от 27.08.2021) | ||
Календарный учебный график МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на 2021-2022 учебный год (Приказ № 94 от 17.08.2021) скачать |
Документ подписан электронной подписью Серийный № Директор Заберов Д.В. Дата: 2021.08.17 19:21 |
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Сроки реализации: 2021-2022 учебный год (Приказ № 113 от 27.08.2021) скачать |
Документ подписан электронной подписью Серийный № Директор Заберов Д.В. Дата: 2021.08.27 12:15 |