Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Развитие средств обучения в современной школе определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения. Подключение в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» общеобразовательных учреждений к сети Интернет потребовало ускорить пополнение образовательных интернет-ресурсов и актуализировать весь арсенал средств обучения.
Виды средств обучения и воспитания
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал).
- Электронные формы учебников (ЭФУ).
- Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии).
- Аудиовизуальные (слайды, мультимедийные презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные).
- Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.).
- Тренажеры и спортивное оборудование.
- Информационные ресурсы, которые используются для проведения обучения и воспитательных дел классных и общешкольного коллективов, реализации различных воспитательных программ и проектов, для решения индивидуальных задач отдельных учащихся.
Принципы использования
- Учет возрастных и психологических особенностей обучающихся.
- Гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях.
- Учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.).
- Сотворчество педагога и обучающегося.
- Приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
В школе ежегодно разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), которой предусматривается разработка программы коррекционной работы, индивидуального учебного плана и др. Представлена информация о материально-техническом обеспечении, использовании средств обучения и воспитания и др. С программой можно ознакомиться, перейдя по ссылке